Мочекаменная болезнь у кошек и собак

Содержание:

Мочекаменная болезнь у кошек и собак – одна из распространенных причин смертности домашних питомцев. Помимо опасности, это заболевание коварно тем, что в начале его развития хозяева не замечают перемен в поведении и состоянии своих любимцев.

mochekamennaja-bolezn'-u-koshekМочекаменная болезнь или уролитиаз – это нарушение в обмене веществ, которое приводит к образованию песка или камней (уролитов) из составляющих мочи. Происходит это в мочевых путях, мочевом пузыре или почках. Дело в  том, что с мочой из организма выводятся продукты метаболизма, и при любом нарушении в пропорции этих веществ, из них могут образовываться песок или камни. При этом недуг может развиваться в течение нескольких лет, но может и привести к трагедии довольно быстро.

Главенствующими причинами, по которым развивается мочекаменная болезнь у котов и других животных, специалисты называют неправильное питание, системные заболевания и инфекционные агенты. Уролитиаз может возникать и в результате наследственной предрасположенности, однако в ветеринарной медицине этот факт установить практически невозможно.mochekamennaja-bolezn'-u-sobak

Как правило, мочекаменная болезнь у котов и собак протекает незаметно для хозяев животных. Питомец не проявляет беспокойства, его аппетит не нарушен, шерсть в порядке, а что происходит в туалете или под кустом, владельцы, как правило, не знают. И это очень печально, потому что первая стадия такого заболевания позволяет вылечить болезнь медикаментозными способами.
Заболевание может поражать любых животных независимо от возраста, породы и условий жизни. Однако опаснее всего мочекаменная болезнь проявляется у котов. Это связано со строением их уретры. Имея С-образный изгиб этот орган еще и достаточно узкий, что затрудняет проходимость песка и тем  более камней. В результате может произойти полная закупорка уретры, и если коту не оказать ветеринарную помощь, то задержка мочи может спровоцировать нарушение функции почек, отек мозга и остановку сердца, в результате чего животное может умереть.

Симптомы мочекаменной болезни у кошек и собак

Мочекаменная болезнь у котов, собак и других животных может не проявляться длительное время. Симптомы ее зависят только от размеров, формы и месторасположения  образовавшихся камней. Если уролиты не застревают в уретральном канале, не препятствуют ходу мочи, не имеют острых краев, приносящих болевые ощущения и повреждающих поверхность слизистой, то болезнь может протекать довольно долго и незаметно для владельцев животного.

При этом камень в организме может «нарастать» в течение длительного времени – года-двух.

Ветеринарные врачи различают следующие степени мочекаменной болезни у животных:

1 степень  – это период болезни, во время которого у животного в мочевых путях появляются кристаллы. Хозяева в таких случаях не отмечают никаких перемен в поведении своего питомца.

2 степень – появляются некоторые малозаметные симптомы болезни. Животное чаще посещает туалет, продолжительность мочеиспускания увеличивается и сопровождается неприятными ощущениями, в моче появляется малозаметное количество крови.  Хозяева отмечают, что питомец стал чаще вылизывать гениталии.

lechenie-mochekamennoj-bolezni-u-koshek3 степень – болезнь проявляется ярко выраженными симптомами. Животное подавлено и  очень часто испытывает тягу к мочеиспусканию, коты «присаживаются» почти постоянно. В моче становится очевидно присутствие крови, процесс мочеиспускания очень болезненный и сопровождается воем или мяуканьем.  Животное крайне осторожно ложиться и не проявляет активности. При ощупывании чувствуется уплотнение мочевого пузыря.

4 степень – последняя и угрожающая жизни животного. В этот период мочекаменная болезнь у кошек и собак проявляется полным прекращением мочеиспускания, наблюдается рвота, обезвоживание организма, судороги.

Если Вы заметили у своего питомца хотя бы некоторые из вышеперечисленных симптомов, то ни в коем случае не занимайтесь самолечением, и уж тем более не массируйте питомцу живот, этим Вы только причините ему боль. Главное и единственное, чем Вы можете помочь, это немедленно обратиться в ветеринарную клинику либо воспользоваться услугой вызова ветеринарного врача на дом круглосуточно.

В-первую очередь, в такой ситуации необходимо сделать анализы крови и мочи. В связи с этим мы рекомендуем Вам обращаться в клинику, которая располагает собственной лабораторией, ведь тогда на ожидание результатов анализов у Вас уйдет минимум времени.
Во-вторых, необходимо сделать рентгенологическое обследование и контрастные рентгенограммы. Это позволит установить наличие камней, а также их размер, форму и местоположение.  И наконец, необходимо провести УЗИ – этот метод не даст сведений о камнях и песке, однако он позволит оценить изменения органов, вызванные заболеванием.

Варианты лечения мочекаменной болезни у кошек и собак

В зависимости от степени заболевания, размера камней, возраста и состояния животного ветеринарный врач выбирает способ лечения. При этом цель любого метода – это удаление камней из организма пациента. На сегодняшний день в ветеринарной медицине существуют следующие методы лечения:

lechenie-mochekamennoj-bolezni-u-sobakКонсервативное лечение применяется только при первых степенях заболевания. Наряду с применением лекарств, врач обязан назначить животному строгую диету, исключив из рациона все продукты, провоцирующие появление  камней и песка. Для каждого пациента этот список составляется индивидуально, исходя из анализов, поскольку камни и песок имеют свою природу.

Катетеризация – это способ выведения песка и мелких камней. Для этого используется катетер (инструмент в виде трубки), который водится прямо в мочевой канал.

Уретростомия – применяется при наличии более крупных камней и более плотной закупорке уретры. Это операция, которая позволяет установить постоянное отверстие в уретре, через которое удаляются уролиты. Отверстие не должно зарастать, пока состояние животного не стабилизируется.

Цистотомия – хирургическое вскрытие полости мочевого пузыря для удаления камней. Такие меры принимают, если камни достигают размеров, не позволяющих извлечение с помощью менее радикальных способов.

Наряду с устранением камней, ветеринарный врач должен установить наиболее вероятную причину их появления. Необходимо диагностировать заболевания, которые могли спровоцировать мочекаменную болезнь у кошек и собак, это могут быть проблемы с  печенью или даже онкологические заболевания.

После завершения лечения необходимо помнить, что ваш питомец пережил серьезное заболевание, и вы должны сделать все, чтобы он не заболел снова.
В-первую очередь, рацион животного не должен содержать продукты, провоцирующие появление новых камней.
Во-вторых, отныне необходимо регулярно (раз в полгода) показывать питомца врачу, и самое главное, что Вы должны следить за состоянием и поведением животного. Только при соблюдении этих несложных правил вы обезопасите здоровье своего любимца и будете наслаждаться его обществом долгие годы.